(044) 496-08-92 |   (098) 162-89-41   |  (063) 359-30-25   |  (050) 407-87-67  |     BTG в facebook  BTG в YouTube

 

Лидерство и командообразование

Лидерство и командообразование Команда – важнейший элемент работы современного бизнеса, и, конечно, нужность лидерских навыков при этом становится неоспоримой. Лидер в мотивированных, вовлеченных командах людей, обладающих достаточными полномочиями – идеале современных проектов – разительно отличается от «контролера» в иерархических системах, более характерных для организаций прошлого. Достаточно распространенной ошибкой многих организаций является то, что они пытаются «на раз» сделать своих сотрудников вовлеченными и дать им больше свободы и полномочий, предварительно не позаботившись о качественном улучшении лидерства в компании. А точнее, о развитии управленческих и лидерских навыков у тех, кто руководит командами.

Какие конкретно ситуации и проблемы возникают на жизненном пути лидеров команд? Во-первых, огромное количество менеджеров не отделяет вдохновление и мотивирование людей от их «балования» и «изнеживания». А что касается наделения членов команды полномочиями, это зачастую воспринимается руководителями как наглое посягательство на их собственную территорию и, естественно, создает дискомфорт.

Как же изменить такое отношение линейного руководителя? Ведь он – важнейший элемент команды и, естественно, подобные барьеры, вызванные негативным восприятием каких-то аспектов командной работы, здесь абсолютно недопустимы.

Есть смысл научить линейных менеджеров делегировать задачи в рамках командной работы. А для этого топы должны первыми делегировать какие-то из своих задач на уровень среднего менеджмента, линейные руководители – своим подчиненным, и так далее. Как только линейные менеджеры увидят, что вместо их задач, делегированных членам команды, сверху спускаются новые, они перестанут беспокоиться о том, что отбирают их драгоценные полномочия, и с радостью и полным осознанием своей важности и нужности примутся за работу.

Также важно, чтобы линейные руководители увидели те преимущества делегирования и вовлеченности сотрудников, которые касаются лично их, руководителей. Хорошо бы наглядно продемонстрировать им эту взаимосвязь. Например, она может выглядеть таким образом: 

  1. В то время как мои сотрудники приобретают новый опыт, навыки и знания, выполняя делегированные им задачи, я могу потратить высвобождаемое время на планирование.
  2. Поскольку я могу уделять достаточно внимания стратегическим вопросам, я получаю возможность присутствовать на совещаниях высшего руководства и влиять на их ход.
  3. Теперь у меня есть больше времени продумать моменты, на которые часто не хватает ресурсов: например, обновление процессов, оборудования и т.п.
  4. А еще я могу тратить больше времени на вопросы, связанные с персоналом, и уделять больше внимания своим подчиненным.
  5. Я могу уделять больше внимания самому себе и собственному развитию, например, пройти внешнее обучение или прочитать какую-то литературу.
  6. Люди перестают заниматься выискиванием недостатков и выяснением отношений между собой – у них теперь достаточно много важных задач, на которые уходит их внимание.
  7. Мои подчиненные становятся более приверженными и кажутся счастливее.
  8. Сотрудники приносят мне свои идеи для совершенствования команды (департамента), и когда я задумываюсь о том, что бы еще такого придумать, - всегда есть из чего выбрать!

Какие навыки понадобятся руководителям среднего звена для успешной работы в команде и командообразования? На самом деле, навыки эти частично перекликаются с теми, которые нужны хорошему лидеру. Однако есть и те, которые стоит развивать именно тем, кто хочет работать в команде. Например, принимая решения, вам теперь хочешь – не хочешь придется считаться с членами команды. Хоть вы и являетесь ее руководителем, но командная работа есть командная работа, и надо спрашивать мнение коллектива. Еще одним навыком, связанным с работой в команде, является способность давать и принимать обратную связь – это значительно повышает результативность работы в команде, поскольку любой сотрудник, независимо от того, насколько долго он работает, всегда способен привнести оригинальные идеи и свежие взгляды.

Также очень важными для руководителя команды являются навыки коуча. Коучинг – удивительная наука, которая позволяет высвободить внутренний потенциал людей и поэтому является по своей сущности прекрасным инструментом для налаживания взаимовыгодного сотрудничества, предполагающего добрую волю, а не навязывание каких-то действий. Коучинг – инструмент мотивирования и повышения самооценки у сотрудников, формирования и поддержки атмосферы доверия в команде. Именно поэтому это – прекрасная возможность сделать вашу командную работу максимально успешной.

Что еще необходимо знать руководителю для успешного командообразования? Понимание силы и динамики группы, того, как развивается команда, как распределять роли и зоны ответственности… и многое другое. Все, что надо изучать и – главное – практиковать вместе со своими подчиненными. И тогда эффект обеспечен: ваша команда будет мотивирована, вовлечена, вдохновлена, и достигнет невиданных ранее вершин!